суббота, 6 марта 2010 г.

Интернет трейдинг. Что это такое

Интернет-трейдинг – это услуга, предоставляемая не биржей, а торговцем – профессиональным участником рынка. Биржа лишь дает всем своим торговцам техническую возможность подавать заявки не только вручную через биржевой терминал, но и автоматически через так называемый “шлюз” – специальную программу, через которую брокерская торговая система взаимодействует с биржевой торговой системой.

Принято говорить, что пользователь интернет-трейдинга (для простоты будем называть его просто “трейдер”) получает “прямой доступ” к биржевым торгам, но при этом нужно понимать, что этот инвестор, будь-то частное лицо или инвестиционный фонд, юридически и технически торгует через выбранного им торговца – члена биржи (”брокера”). Согласно мировой практике заявки на покупку или продажу ценных бумаг биржа принимает только от своих членов – профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших соответствующую лицензию от регулятора этого рынка. Система интернет-трейдинга как раз и позволяет брокеру автоматизировать прием электронной заявки от своего клиента и буквально за считанные миллисекунды формировать на ее основе заявку, подаваемую на биржу. При этом трейдер получает практически тот же объем биржевой информации, который видит его брокер, и может совершать все типы торговых операций, доступных брокеру. Задержки на получение информации о рынке и на передачу заявки на биржу зависят от качества канала связи, но благодаря скоростям современного интернета эти задержки практически не заметны для конечного трейдера.

Основными преимуществами интернет-трейдинга по сравнению с классической торговлей через брокера по телефону являются уже упомянутые ранее скорость совершения операций, полнота объема биржевой информации, а также небольшой размер минимальной сделки. Разберем эти преимущества по порядку.

Скорость операций

Ни один, даже самый профессиональный брокер не сможет принять заявку по телефону и подать ее на биржу меньше чем за несколько секунд. В крупных брокерских компаниях функции общения с клиентом и функции подачи заявок на биржу разделены между разными сотрудниками. Это очень разумный подход, так как такое разделение обеспечивает специализацию и повышение качества брокерских услуг, но обратной стороной медали является необходимость взаимодействия двух сотрудников между собой, что может привести к увеличению времени на обработку голосовой заявки до 10 секунд или даже больше. И это не считая времени на набор номера, соединение и обычные в таких случаях приветствия. Особенно критичным время обработки голосовой заявки может оказаться в моменты резкого движения рынка, когда одновременно у многих клиентов возникает желание поставить или снять заявку. Также необходимо понимать, что каждый клиент, торгующий по телефону, хочет чтобы ему рассказали, что происходит на рынке и почему, поэтому в минуты повышенной активности на рынке до брокера может быть сложно дозвониться с первого раза.

Система интернет-трейдинга работает в тысячи, если не в миллионы раз быстрее человека, не ходит на обед и перекуры, и может позволить одной брокерской компании обслуживать одновременно десятки и даже сотни тысяч клиентов одновременно практически с одинаковой скоростью, как в обычной ситуации, так и в периоды высокой волатильности рынка.

Объем получаемой информации о рынке

Опытный сотрудник торговца может описать своему клиенту всю ситуацию на рынке одним предложением. Зная, какие бумаги интересуют клиента, он может еще несколькими предложениями рассказать, что происходит с этими бумагами. Однако инвестор, который хочет быть в курсе ситуации на рынке в течение всего дня, будет вынужден с некоторой регулярностью звонить своему брокеру и спрашивать о последних изменениях. Очевидно, что при таком режиме работы существует достаточно большой риск пропустить какое-то событие, информация о котором могла бы помочь получить дополнительную прибыль или снизить риск убытка от изменения рыночного курса. Совершенно ясно, что получая информацию о рынке по телефону, практически невозможно зарабатывать на колебаниях цен на протяжении одного торгового дня.

В отличие от общения с брокером по телефону, получение биржевой информации через терминал системы интернет-трейдинга дает более подробное и более наглядное представление о рынке. Трейдер может видеть не только список всех заключенных на бирже сделок и полную глубину очередей заявок по всем ценным бумагам, но также строить графики цен, обновляемые в режиме реального времени, настраивать оповещения об интересующих его событиях, просматривать историю своих операций и отслеживать текущий статус всех своих заявок. Крупные инвесторы и раньше могли получать информацию о рынке в электронном виде, купив у биржи просмотровый терминал, но ежемесячная стоимость этого терминала была доступна далеко не всем. Сейчас полная информация о торгах на Украинской бирже в режиме он-лайн доступна любому трейдеру, использующему систему интернет-трейдинга – биржа не требует от брокера плату за распространение этой информации среди своих клиентов.

Брокерские комиссии и минимальный размер сделки

Раньше все операции с ценными бумагами требовали отвлечения высококвалифицированных сотрудников брокера на согласование параметров сделки по телефону, а также подписания по каждой сделке бумажного договора купли-продажи. В результате себестоимость каждой сделки на стороне брокера составляла сотни гривен, и эти расходы торговцы были вынуждены закладывать в размер своей брокерской комиссии. Для конечного инвестора такие комиссионные часто делали нерентабельными операции менее десяти-двадцати тысяч гривен.

Системы интернет-трейдинга настолько уменьшают затраты на обслуживание клиентской заявки, что брокеры смогли снизить уровень своей комиссии вплоть до нескольких десятых долей процента. Вследствие этого появился смысл заключать сделки даже размером всего в пару сотен гривен. На сегодняшний день минимальный размер сделки определяется лишь размером платы за проведение сделки в депозитарии и у хранителя.

Если интернет-трейдинг существует, значит это кому-нибудь нужно

Инвесторы многих стран уже давно оценили преимущества электронной торговли. Означает ли это, что классические брокерские услуги по телефону больше никому не нужны? Конечно нет. Практика зарубежных рынков подсказывает, что телефон невозможно заменить при необходимости заключения очень крупных сделок и, особенно, с менее ликвидными ценными бумагами. Кроме того, существует целый ряд инструментов, например, облигации, по которым небольшие сделки не имеют экономического смысла в силу природы инструмента – цена облигаций обычно меньше подвержена курсовым колебаниям, поэтому инвесторы, предпочитающие этот тип ценных бумаг, вынуждены заключать сделки на большие суммы и на долгий срок. Торговать облигациями по телефону удобнее еще и потому, что в ходе разговора можно согласовать условия сделки, а также договориться о более выгодной цене. Поэтому появление интернет-трейдинга вовсе не означает, что классические брокеры исчезнут с рынка. Просто теперь многие из них смогут дополнить перечень своих услуг еще и обслуживанием через интернет, а у инвесторов появится возможность выбора.

На какой же круг инвесторов нацелен интернет-трейдинг? В первую очередь, на частных инвесторов, совершающих небольшие сделки. Минимальная сумма, которую необходимо положить на счет брокеру, определяется только маркетинговой политикой этого брокера. Уже сейчас брокеры – участники Украинской биржи предлагают частным инвесторам открывать счета с минимальной суммой инвестиций в 5000 гривен. При этом совсем не обязательно вкладывать все эти средства в одну ценную бумагу, а можно даже составить диверсифицированный портфель акций.

С другой стороны, интернет-трейдинг позволяет более оперативно реагировать на рынок, поэтому во всем мире он востребован и со стороны профессиональных инвесторов – тех, для кого инвестирование является основным способом зарабатывать деньги. Это и компании по управлению активами, и, так называемые, хэдж-фонды. В таких компаниях работают трейдеры с многолетним стажем, хорошо разбирающиеся в рынке, распоряжающиеся весьма крупными инвестициями и способные сами совершать операции без подсказки брокера.

Ликвидность инструментов – это второй критерий для определения применимости интернет-трейдинга. Ликвидность ценной бумаги – это комплексное понятие, и дать ему однозначное определение одним коротким предложением невозможно. Оценить ликвидность, зная только объем торгов или количество сделок невозможно. Необходимо учитывать динамику спрэда между лучшей ценой на продажу и лучшей ценой на покупку в течение некоторого периода, а также структуру очереди заявок на покупку и продажу, а еще необходимо понимать, как влияет на структуру этих очередей заявок изменение рыночной ситуации, как быстро сможет восстановиться эта очередь и на каком уровне в случае, если пройдет крупная покупка или крупная продажа. главное, что нужно знать о ликвидности – это то, что она является не свойством ценной бумаги, а свойством биржи, которая смогла сконцентрировать эту ликвидность по данной ценной бумаге. В мировой практике существует не очень много способов создания ликвидности, и среди них самым действенным является институт маркет-мейкеров. Конечно, можно снижать биржевую комиссию и размер минимальной сделки и это сможет привлечь дополнительную ликвидность, но эти меры не могут создать ликвидность. На этапе развития нового рынка, а рынку заявок в Украине пока всего несколько месяцев, требуется особая помощь по созданию ликвидности с нуля. Как автомобилю для того, чтобы сдвинуться с места необходим стартер, который раскручивает его двигатель, так и рынку, создаваемому в новой нише, требуется усилия для того, чтобы раскрутить маховик ликвидности. Для “Украинской биржи” таким стартером являются ее акционеры – крупнейшие участники украинского рынка ценных бумаг, которые заинтересованы в росте ликвидности не только как операторы рынка, но и как акционеры биржи.

Другой важный принцип – не бывает двух бирж, торгующих одинаковыми инструментами, по одинаковой технологии и имеющих одинаковый уровень ликвидности. Бирже, которая запустила технологию торгов раньше, обычно намного проще удержать у себя созданную ликвидность, чем другой бирже, запустившей торги позже, пытаться догнать первую по уровню ликвидности. Объясняется это тем, что инвесторы не заинтересованы в появлении второго центра ликвидности по одному инструменту – это удваивает накладные расходы, но приводит к “размытию” ликвидности на первой площадке.

По менее ликвидным ценным бумагам, где нет маркет-мейкеров и спрэд составляет десятки или даже сотни процентов, торговать без помощи телефона достаточно сложно, да в этом и нет необходимости. Но даже по таким инструментам системы интернет-трейдинга могут быть крайне полезны – они дают возможность иметь оперативный доступ к рыночной информации и помогают принимать более точные инвестиционные решения, даже если для реализации этого решения требуется позвонить брокеру.

Преимущества очевидны, но с чего начинать?

Самый первый шаг, который необходимо сделать будущему трейдеру – это выбрать брокера. На сегодня торговцев, предоставляющих услуги интернет-трейдинга не так много – их список можно получить в разделе On-line брокеры. Для начала рекомендуем изучать их сайты и ознакомиться с условиями работы. А о том, что нужно знать для того, чтобы стать успешным трейдером мы расскажем в наших следующих статьях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий